При крушении самолета Боинг-747 16 января в селе Дачи СУ близ Бишкека было разрушено порядка 15 домов, еще 10 — частично пострадали. Однако, по мнению государственных органов, жилых строений на этой территории вообще быть не должно.
По словам председателя Государственного агентства архитектуры, строительства и ЖКХ Бактыбека Абдиева, схема застройки садоводческого товарищества была разработана в 1986 году. Земельные участки предполагалось предоставить дачному кооперативу аэропорта. На этой территории планировалось 392 участка, но строительство индивидуальных жилых домов было категорически запрещено. Запрет был связан с тем, что эта территория входила в охранную зону взлетно-посадочной полосы, которая в радиусе составляет 3 километра.
«Управление архитектуры Сокулукского района никаких документов не выдавало на строительство жилых домов на этой территории, на сегодняшний день они считаются самовольными», — сказал он.
Карта — Строения в Дача СУ расположены в самой опасной зоне — в пределах конуса вылета и прилета самолета, — Союз архитекторовВ свою очередь глава Союза архитекторов Алымбек Абдраимов добавил, что аэродром был перенесен с юго-западного района Бишкека и введен в эксплуатацию в 1980 году. Территория Дачи СУ была выдана работникам аэропорта под садовые участки, но без права строительства жилых объектов.
«На строительство дачного домика разрешение никогда не давалось. Они могли строить помещения максимум 45-50 квадратных метров. Так как это считалось временным сооружением, в советское время на это закрывали глаза. Кроме того, участки использовались по назначению», — сказал он.
После развала Советского союза эти дачные участки превратились в постоянное жилье, так как люди начали выкупать постройки и расширяться. Как такого самозахвата там не было, они как дачи покупали, — пояснил А.Абдраимов.
По словам жителtq поселка Дачи СУ неоднократно обращались в органы для того, чтобы узаконить данное строительство, однако положительный ответ не получили из-за зоны строительства.
Как пояснил глава Союза строителей, данная территория опасна для проживания людей, так как не только попадает в охраняемую санитарную зону, но и находится в конусе вылета и прилета самолета.
«Территория начинается, в данном случае, с края западной и восточной сторон с увеличением до 18-20 градусов. По мере приближения самолета градус уменьшается. И эта территория является самой опасной. В пределах конуса вылета и прилета не должны располагаться даже дачные участки, в свое время эти участки были розданы неправильно», — сказал он.
На чьи плечи ляжет ответственность?
Вопрос, кто будет нести ответственность за то, что дачные поселки со временем превратились в полноценные строения, пригодные для проживания, до сих пор остается открытым.
По словам главы Госстроя, государственные органы не несут ответственность, так как разрешительные документы на строительство индивидуальных жилых домов не выдавались.
В свою очередь в Государственной инспекции по экологической и технической безопасности Tazabek сообщили, что вопросы контроля индивидуального жилищного строительства не входят в полномочия данной службы.
Глава Союза архитекторов ответил, что полномочным органом по Бишкеку считается Департамент индивидуального жилищного строительства.
«Они отмахиваются тем, что это территория не является индивидуально-жилищной», — сказал он.
Однако, несмотря на то, что жилые строения в поселке были незаконными, государственные органы продумывают вопрос помощи пострадавшим.
«Если кто-то из них прописан в Сокулукском районе Чуйской области, то, возможно, ведомство решит расселить их куда-то», — сказал он.
Председатель комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Жогорку Кенеша Марат Аманкулов считает, что вопрос расселения людей из поселка Дача СУ необходимо было решать до падения в эту местность Боинга-747.
«После такой трагедии, я сомневаюсь, что кто-то позволит такое хаотичное проживание. Я думаю, что теперь эти вопросы будут решаться», — заявил парламентарий.
Он пояснил, что дальнейшие действия будут предприняты после решения спецкомиссии.
«Уже речь пойдет о компенсации, о статусе поселка, о целесообразности расформирования, возможном выделении альтернативной земли. Тут же встанет вопрос о том, насколько легитимны эти участки, кому выдавать нужно землю, кого необходимо расселять», — заверил он.
Определением мест для расселения жителей будут заниматься местная администрация и другие государственные органы.
Какова общая стоимость земельных участков в Дачи СУ?
Первый заместитель акима Сокулукской районной администрации Абас Усенов, что участки в селе Дачи СУ, куда рухнул грузовой самолет, изначально не предназначались для проживания.
В 80-х годах под садоводческое товарищество и дачи было выделено 420 участков земли, на сегодняшний день застроено 315 участков. Заселенными считаются 265 участков из 315.
Начальник сокулукского управления по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество Государственной регистрационной службы Казбек Кубатов рассказал, что общая площадь выделенных участков Дачи СУ составляет 20 га, количество участков — 425. Расстояние до взлетной полосы составляет примерно 1 км, поврежденная часть оценивается в 2-3 га.
К.Кубатов добавил, что схема расположения участков от 1986 года и другие необходимые документы на данный момент переданы правительственной комиссии и ГКНБ.
В свою очередь глава союза архитекторов рассказал, что в целом на один земельный участок приходится порядка 4 соток, плюс около 30% территории — дороги.
По данным анализа, стоимость одного земельного участка, расположенного вдоль трассы в аэропорт «Манас», площадью 4 сотки без красной книги составляет $4-5 тыс. Следовательно, стоимость одной сотки такого земельного участка составляет $1 тыс.
На данный же момент для оказания поддержки семьям погибших из президентского фонда будет выделено по 100 тыс. сомов, материальная помощь правительства будет оказана в размере 70 тыс. сомов.
Ранее сообщалось, что самолет упал на жилые дома, расположенные на землях общественного объединения «Аэрофлот». По данным Министерства юстиции, руководителем ОО является Султанов Сражидинхан Нажимидиханович. 12 апреля 2012 года организация прошла перерегистрацию и из садоводческого товарищества преобразовалась в общественное объединение.
По данным ГРС, в общественном объединении «Аэрофлот» зарегистрированы 443 участка, на 147 участках владельцы не установлены.
Таким образом, вопросы выделения земель для застройки в продолжение взлетно-посадочной полосы, которые со временем превратились в населенный пункт, могут и не возникнуть. По данным властей, в Кыргызстане 70 тыс. семей проживают в дачных поселках, в которых нет ни поликлиник, ни школ, ни общественного транспорта, ни инфраструктуры.