В Жогорку Кенеш внесли на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» («О градостроительстве и архитектуре Кыргызской Республики», Уголовный кодекс Кыргызской Республики, Кодекс КР об административной ответственности), направленный упорядочение нормативно-правовой базы в сфере градостроительства.
Инициаторами являются депутаты:
— от СДПК — Азамат Арапбаев, Марат Аманкулов, Абдывахап Нурбаев, Дастан Бекешев, Искендер Матраимов, Сайдолимжон Джураев;
— от «Кыргызстан» — Нурбек Алимбеков, Тынчтыкбек Конушбаев, Кубанычбек Нурматов, Салайдин Айдаров, Таалайбек Масабиров, Жыргалбек Калмаматов;
— от «Бир Бол» — Аскарбек Шадиев, Акылбек Жапаров, Исхак Пирматов;
— от «Республика-Ата-Журт» — Бактыбек Сыдыков, Руслан Казакбаев;
— от «Онугуу-Прогресс» — Тынчтыкбек Шайназаров;
— от «Ата Мекен» — Алмамбет Шыкмаматов.
По словам разработчиков, на сегодняшний день законодательство КР не содержит норм о параллельном проектировании и строительстве.
Были отменены постановления правительства КР «Об утверждении Временного положения о параллельном проектировании и строительстве объектов, зданий и сооружений на территории КР» от 1 июля 2014 года №362 и «Об утверждении временных положений о параллельном проектировании и строительстве объектов на территории КР и о составе, порядке разработки и утверждения проекта застройки кварталов города Бишкек»от 14 июля 2015 года №493 из-за отсутствия законодательной основы для получения разрешения на параллельное проектирование и строительство.
При этом, отсутствие регламентации правоотношений в данной сфере, создает следующие трудности.
Согласно официальной позиции, Государственное агентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства сталкивается с проблемами согласования проектной документации при строительстве комплексов ТЭС, ТЭЦ, ГЭС, дымовых труб, башен, мостов, тоннелей, подземных и наземных переходов, магистральных трубопроводов и газопроводов, международных аэропортов, железнодорожных вокзалов, магистральных железных дорог.
При проектировании объекта и внесения на государственную экспертизу для оценки ее соответствия, заказчик предоставляет проект целиком в соответствии с Положением о порядке выдачи разрешительных документов на проектирование, строительство и иные изменения объектов недвижимости и порядке приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов в КР, утвержденному постановлением правительства КР от 30.05.2008 г. №252. В случаях с объектами значительно масштабного характера, время проведения экспертизы значительно растет, так как проект несет в себе несколько строений, которые целиком составляют единый, целый комплекс, пишут инициаторы.
Разделение таких комплексов и внесения их на экспертизу поэтапно, удовлетворило бы потребности предпринимателей, сократило время и предоставило возможность запустить свой объект раньше времени.
Внедрение поэтапного проектирования и строительства вышеуказанных комплексов зданий и сооружений решает проблемы, обозначенные Госстроем.
Также в настоящее время из-за отсутствия такой нормы тормозятся объекты, указанные Государственным комитетом промышленности, энергетики и недропользования КР.
Законопроект дает возможность для завершения и последующей реализации проектов строительства (объектов промышленного строительства, их комплексов зданий и сооружений).
В проекте также предусмотрена возможность поэтапного проектирования и строительства градостроительных комплексов, комплексов зданий и сооружений.
Проект предполагает разработку и принятие правительством порядка проведения экспертизы проектной документации в режиме экспертного сопровождения, в котором детально будут регламентированы процедуры поэтапного проектирования и строительства объекта и порядок разработки индивидуального плана поэтапной разработки и согласования проектной (проектно-сметной) документации.
При этом, режим экспертного сопровождения означает порядок проведения экспертизы проектной (проектно-сметной) документации поэтапно, в соответствии с поэтапной разработкой проектной документации и поэтапным строительством зданий и сооружений, их комплексов.
Порядок ведения экспертного сопровождения предусматривает составление и выдачу поэтапных локальных (промежуточных) экспертных заключений по каждому этапу проектирования, оформление и выдачу сводного экспертного заключения по завершении разработки проектной документации в целом.
С внедрением поэтапного проектирования и строительства повышается ответственность экспертных организаций и отдельных экспертов проектов, так как эти лица будут давать экспертную оценку каждому этапу строительства. В связи с этим вносятся поправки в Уголовный кодекс КР и Кодекс КР об административной ответственности по усилению ответственности экспертов и специалистов строительной отрасли. Также в проекте предлагается внедрить уголовную ответственность для лиц, осуществляющих экспертизу проектной и/или проектно-сметной документации (экспертов проектов), так как уголовная ответственность на сегодняшний день отсутствует.
Законопроектом также предлагается исключения положений, позволяющие отклонение от норм проектирования в статье 38 Закона КР «О градостроительстве и архитектуре Кыргызской Республики». Основаниями для исключения данных норм депутаты указали:
— ввиду отсутствия у Госстроя и территориальных органов архитектуры и строительства практики по выдаче разрешения на отклонение от норм проектирования, а также отсутствия такого разрешения в законе КР «О лицензионно-разрешительной системе в КР» предлагается исключить данное разрешение из закона.
— более того не регламентированы так называемые исключительные случаи, при которых возможна выдача данного разрешения. Используемая терминология («в исключительных случаях»), согласно закону КР «О противодействии коррупции» и Инструкции о порядке проведения правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной экспертиз проектов подзаконных актов свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов.
— данное положение относит к исключительным случаям — отклонения от норм проектирования, способные привести к снижению сейсмостойкости здания, сооружения, повреждению строительных конструкций и нарушению санитарных норм. Что говорит о наличии внутренних противоречий в законе, а именно нормам ст.38 «Нарушение требований действующих норм и правил в градостроительстве, архитектуре и строительстве не допускается.».